Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Острогожска Разработка урока по биологии в 9 классе.
Тема: «Ненаследственная изменчивость».
Выполнил учитель биологии МОУ СОШ № 2 г. Острогожска Дешевых Ю.Ф. 2005 г.
Тема урока: Ненаследственная изменчивость. Задачи: развивать понятие о взаимоотношениях организма и среды, о всеобщем характере взаимосвязей в природе, развивать навыки по составлению вариационного ряда и вариационной кривой, развивать графические умения учащихся, воспитывать культуру труда, осуществлять патриотическое и экологическое воспитание учащихся. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, растения узумбарской фиалки, линейки. ХОД УРОКА: Актуализация знаний: 1. Индивидуальный опрос. 1-й ученик. Составить схему «Формы изменчивости». 2-й ученик. Составить схему «Классификация мутаций». 3-й ученик. Доказать, что закон гомологических рядов имеет большое практическое значение. 4-й, 5-й ученики. Работа с дидактическими карточками. 2. Задания классу. 1) Ответы на вопросы из учебника (С. 97). 2) Рецензии ответов у доски. Изучение нового материала: 1. Модификационная изменчивость и её примеры. (Самостоятельная работа с учебником, беседа.) 2. Свойства модификационных изменений. (Рассказ учителя с элементами беседы.) СВОЙСТВА МОДИФИКАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: 1) имеют групповой характер; 2) не наследуются; 3) изменения соответствуют действиям определённого фактора среды; 4) пределы изменчивости обусловливаются изменчивостью генотипа. 3. Понятие о взаимоотношении генотипа, среды и признака. Норма реакции. (Рассказ учителя.) 4. Использование явления модификационной изменчивости в практике сельского хозяйства. (Беседа.) 5. Статистические закономерности модификационной изменчивости. (Рассказ учителя.) Закрепление 1. Просмотр мультимедийного фрагмента о порядке проведения лабораторной работы. 2. Лабораторная работа. Статистические закономерности изменчивости. Цель: научиться строить вариационную кривую, установить характер закономерностей модификационной изменчивости. Оборудование: растения узумбарской фиалки, линейка. Ход работы 1. Измерьте длину листьев и результаты занесите в таблицу «Результаты измерений». Результаты измерений Длина листа (мм) Количество таких листьев 2. Постройте график, на котором изобразите зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. 3. Сделайте вывод о том, какая статистическая закономерность вами обнаружена и запишите его в тетрадь. Домашнее задание Учебник: § 26; Тетрадь: С. 31. Повторить в Тетради С. 23 - 32.
|