Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Острогожска Разработка урока по биологии в 9 классе.
Тема: «Предмет и задачи селекции».
Выполнил учитель биологии МОУ СОШ № 2 г. Острогожска Дешевых Ю.Ф. 2005г.
Тема урока: Предмет и задачи селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Задачи: развивать понятия «селекция», «сорт», «порода», «штамм», сформировать знания о центрах происхождения культурных растений, развивать умения работать с учебником, развивать монологическую речь, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, осуществлять патриотическое и нравственное воспитание школьников. Оборудование: таблицы «Центры многообразия и происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)», «Методы работы И.В. Мичурина. Гибридизация географически отдалённых форм», портрет Н.И. Вавилова, живые объекты, коллекции, гербарии, муляжи плодов, иллюстрации. Изучение нового материала 1. Понятие о селекции, сорте, породе и штамме. (Самостоятельная работа с учебником, беседа.) 2. Краткая история селекции. (Сообщение учащегося.) 3. Задачи современной селекции и её основные направления. (Рассказ учителя с элементами беседы.) ЗАДАЧИ СЕЛЕКЦИИ: 1) изучение разнообразия объектов селекционной работы; 2) исследование роли среды в развитии признаков и свойств организмов; 3) изучение закономерностей наследования при гибридизации и мутационном процессе; 4) разработка стратегии искусственного отбора, т. е. изучение форм искусственного отбора, направленных на выделение и закрепление желательных признаков. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕЛЕКЦИИ: 1) на продуктивность; 2) на качество продукции (химический состав, технологические свойства и т.д.); 3) на физиологические свойства (скороспелость, иммунитет к заболеваниям и т.д.); 4) на интенсивный тип (у растений - отзывчивость на удобрения, полив, у животных - «оплата» корма и т.д.). 4. Генетика как научная основа селекции. (Беседа.) 5. «Жизнь коротка, а так много нужно сделать!» (Сообщение учащегося о Н.И. Вавилове.) 6. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. (Самостоятельная работа с учебником и контурной картой, беседа.) Закрепление 1. Беседа по вопросам (см. учебник - вопрос 1, С. 109, вопросы1-3, С. 116). 2. Выполнение задания: К каждому понятию, приведённому в левой колонке, подберите соответствующее определение. I. Одомашнивание 1. Искусственно стимулируемый человеком процесс возникновения мутаций. II. Центры происхождения 2. Превращение диких видов растений и животных в культурные формы домашних животных. III. Искусственный отбор 3. Районы, где жили или живут родоначальники культурных форм IV. Селекция 4. Наука о создании и улучшении культурных форм организмов V. Искусственный мутагенез 5. Выбор для размножения лучших растений и животных с нужными человеку признаками. Домашнее задание Учебник: § 29, с. 105 – 106,; Тетрадь: с. 33., Подготовить сообщение о достижениях современной селекции растений (индивидуальное задание).
|