ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
После введения базисного учебного плана 2005 года из программы основной школы был исключён такой предмет как экология. Данные изменения обосновали тем, что в связи с введением в курс основной школы предмета общей биологии в нём значительная часть отведена на экологию. Однако при этом, такие значимые разделы как социальная и прикладная экология (охрана природы) не отражены в школьном курсе общей биологии. Кроме того, в школьных библиотеках осталось достаточное количество учебников для 9-х классов по основам экологии. В разделе «Социальная экология» данного курса рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение «общество – природа», а также для обеспечения возможности восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном уровне, региональном и глобальном уровнях. Данный курс должен пополнить знания учащихся, а также ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в профильных: естественно - научных, химико-биологических, эколого-географических классах старшей ступени обучения. Элективный пробный курс «Социальная и прикладная экология» станет хорошим подспорьем в подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Весь курс рассчитан на 17 учебных часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:
Часть I . Социальная экология.
1.1. Человек – биосоциальный вид. (1час).
1.2. Развитие пищевых и информационных связей. (1час).
1.3. Использование орудий и энергии. (1час).
1.4. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды . (1час).
1.5. История развития экологических связей человечества. Люди современного типа. (1час).
1.6. История развития экологических связей человечества. Новая эра. (1час).
1.7. Социально – экологические особенности демографии человечества. (1час).
1.8. Рост численности человечества. (1час).
1.9. Социально – географические особенности демографии человека. (1час).
1.10. Демографические перспективы. (1час).
Часть II. Прикладная экология или охрана природы.
2.1. Современные проблемы охраны природы. (1час).
2.2. Современное состояние и охрана атмосферы. (1час).
2.3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. (1час).
2.4. Использование и охрана недр. (1час).
2.5. Почвенные ресурсы, их использование, охрана. (1час).
2.6. Современное состояние и охрана растительности. (1час).
2.7. Рациональное использование и охрана животных. (1час).
Содержание тем учебного курса:
№ Название темы Кол - во часов Содержание темы 1 Человек – биосоциальный вид. 1 Общие экологические и социальные особенности популяций человека. 2 Развитие пищевых и информационных связей. 1 Социальные особенности экологических связей человечества: способность к согласованным действиям. 3 Использование орудий и энергии. 1 Социальные особенности экологических связей человечества: овладение источниками энергии. 4 История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды . 1 Экологические связи человечества в доисторическое время. Преимущества орудийной охоты. 5 История развития экологических связей человечества. Люди современного типа.1Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. 6 История развития экологических связей человечества. Новая эра.1Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности. 7 Социально – экологические особенности демографии человечества.1Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Способность человечества значительно расширять экологическую ёмкость среды. 8 Рост численности человечества.1Фактический рост численности человечества, его причины и возможные последствия. 9 Социально – географические особенности демографии человека.1Современное население Земли, его распределение по планете. 10 Демографические перспективы.1Активная демографическая политика. Планирование семьи, её особенности в разных странах. 11 Современные проблемы охраны природы.1Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. 12 Современное состояние и охрана атмосферы.1Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Парниковый эффект, озоновые дыры. Смог. Меры по охране атмосферного воздуха. 13 Рациональное использование и охрана водных ресурсов.1Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины. Очистные сооружения. Состояние и охрана вод. 14 Использование и охрана недр.1Минеральные и энергетические природные ресурсы и их использование человеком. Проблема исчерпаемости. 15 Почвенные ресурсы, их использование, охрана.1 Значение почвы и её плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Меры по охране почв. 16 Современное состояние и охрана растительности.1Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. 17 Рациональное использование и охрана животных.1Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, изменение местообитаний. Рациональное использование и охрана промысловых животных.
Учебно-методическое обеспечение курса:
1. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов Основы экологии. Москва, Просвещение 1995г.
2. Л.В. Дорогань, В.П. Филиппов Экология. Воронеж 1995г.
|